In vino veritas

01 ноября 2017 г.
Фотография: Flickr / Jameson Fink

In vino veritas

Вино - отличный способ определить предателя. Во всяком случае, было таковым, пока стеклянные бокалы не пришли на смену деревянным и глиняным кубкам. Традиция чокаться идет к нам еще из Древнего Рима, по одной из версий, и от викингов по другой. Однако происхождение ритуала не влияет на его суть: когда во время застолья вы ударяете своим бокалом о бокал, вино (или эль в случае викингов) из ваших кубков смешивается, как и гипотетический яд. И при самом удручающем стечении обстоятельств злодей в итоге страдает вместе с вами.

Однако вино - не просто персонаж легенд и захватывающих историй, а настоящий объект научного интереса. В последние годы солнечный напиток стремительно набирает популярность, а количество исследователей и лабораторий, занимающихся его изучением, постоянно растет. Кажется, пора заняться винопросвещением и посмотреть самые интересные научные статьи об “источнике истины” за последний год.

Ученые из Боннского университета выяснили, что чем выше стоимость бутылки вина, тем она вкуснее. На самом деле, все не так иронично, как кажется. Исследователи предлагали участникам на пробу вино стоимостью 12€. Сами испытуемые не знали настоящую цену и думали, что пробуют вино за 3€, 6€ и 18€ соответственно. Оказалось, что озвученная стоимость напрямую влияет на вкусовое восприятие. Испытуемые практически единогласно заявили, что наиболее дорогое вино было вкуснее остального, хотя все пробы разливались из одной бочки. Авторы исследования объясняют такие результаты действием “маркетингового эффекта плацебо”, который можно описать фразой: качество имеет свою цену. Как показали результаты МРТ-сканирования, во время употребления “более дорогого” вина в мозгу сильнее активируется система вознаграждения и мотивации, усиливая пережитый вкусовой опыт. Интересно, что эффект имеет некоторые границы своего действия. Если, например, предложить человеку попробовать дешевое вино низкого качества, при этом объявив, что его стоимость более 100€, плацебо не сработает. Сейчас коллектив хочет понять, можно ли научиться абстрагироваться от подобных маркетинговых трюков, тренируя собственный вкус.

Но не только цена влияет на наши эмоции, когда дело касается вина. Исследователи из Аделаидского университета установили, что более подробные описания напитка, включая историю винодельни и перечисления положительных качеств напитка, могут усилить эмоции, связанные с употреблением вина. Более подробная информация на этикетках может склонить сомневающихся на сторону тех производителей, кто не ограничился лишь формальными данными. Кроме того, результаты показали, что если ожидания, вызванные описанием вина, совпадают с теми эмоциями, которые человек испытывает при дегустации, то сила положительного опыта значительно возрастает.

Вино влияет на наш мозг не только опосредованно, но и напрямую. Следует сразу оговориться, что неконтролируемое употребление тяжелых алкогольных напитков вредит здоровью. Уже несколько лет правомерно звучит утверждение, что небольшое количества вина может замедлить возникновение различных когнитивных нарушений вроде болезни Паркинсона или Альцгеймера. Испанские ученые попробовали разобраться в молекулярных механизмах действия вина на клетки в стрессовых условиях, которые обычно приводят к смерти нейронов. В своей работе исследователи использовали не само вино, а метаболиты, которые остаются от напитка после его переваривания. Оказалось, что некоторые “винные метаболиты” защищают клетки от смерти из-за стрессовых состояний. Но не спешите в винный за бутылочкой бургундского. Дело в том, что состав метаболитов зависит от кишечной микрофлоры, так как именно она расщепляет вино на составные части. А значит микробиология вашего кишечника напрямую влияет на то, будете ли вы извлекать пользу из вина или нет.

Не менее интересное исследование провели ученые из Мичиганского университета. Им удалось подтвердить “теорию винотипов” Тима Ханни, согласно которой людей можно разделить на 4 категории по их винным предпочтениям. Первые - “сладкие” люди, они обильно солят еду и предпочитают фруктовые вина, маскирующие горечь алкоголя. Вторые - “толерантные”. Представители этого типа предпочитают сильные и резкие вкусы, а потому не боятся крепкого красного. Винотип “гиперчувствительных” людей говорит сам за себя: принадлежащие этой категории способны чувствовать тончайшие ноты, а потому сильные и резкие вкусы им противопоказаны. И последние, “чувствительные”, в целом не ощущают никаких стоп-сигналов, но сильные вкусы понравятся им меньше, чем сдержанные букеты.

Поэтому позволим себе совет: выбирая бутылку вина к ужину, руководствуйтесь собственным вкусом, а не навязанными рекомендациями. Ученые уверены, вы и есть свой лучший сомелье.

Подписаться на новости Cloudofsciense